суббота, 31 августа 2013 г.

Два поэта


Мұкағали және Фариза



Певица Макпал  Жунусова
«Я чувствую вину и сожаление, вспоминая Мукагали»

 В начале девяностых большую популярность приобрела песня на  слова Мукагали Макатаева «Фариза, Фариза жан, Фариза кыз, омiрде акындардын барi жалгыз...» (Фариза, милая Фариза, девушка Фариза, все поэты в этой жизни одиноки). Появление этих строк объясняли нежным чувством, которое испытывал великий Мукагали к Фариза.
На встрече Фариза-апай рассказала историю происхождения этих строк: «Я не была лично знакома с Мукагали Макатаевым, который в то время был очень известным поэтом, подвергавшимся гонениям. Как-то я собиралась ехать с отчетом в ЦК Комсомола и садилась в служебную машину. Вдруг увидела Макатаева, шедшего со стороны Зеленого базара. Догадавшись, что он немного навеселе, предложила довести до дома. Открывшей дверь супруге Мукагали сказал: «Ты знаешь, кто к нам пришел? Фариза! Накрывай на стол, она останется, я буду до утра читать ей стихи».
Фаризе с трудом удалось объяснить, что она торопится на совещание. До сих пор она не может забыть выражение невероятной усталости и одиночества на лице Мукагали. Тогда она не знала, что видит его в последний раз. Чуть позже вместе со служебной почтой получила конверт с вышеназванным стихотворением Макатаева, подписанного «Больница. 12 часов ночи». В тот день она улетала в Баку в командировку и поэтому попросила супругу поэта извиниться перед ним и объяснить, что навестит его позже. Но судьба распорядилась иначе. Пока Фариза-апай была в отъезде, Мукагали  Макатаев скончался в больнице.
«Мне кажется, что он искал в жизни что-то чистое и нежное, - говорит Фариза-апай. - Видимо, он устал от непонимания и ухмылок окружающих и посчитал, что я, в отличие от них, добрее и чище. Думаю, что появление этого стихотворения объясняется именно этим. Поэтому, вспоминая  Мукагали, я испытываю вину и сожаление».


Жанна Ойшибаева. 
Поэзия - жизнь моя// Казахстанская правда.- 29.03.2003 
После смерти поэта, потрясшей тех, кому он был близок, известная казахская поэтесса Фариза Онгарсынова высказала свою боль: «Соплеменники, окажите честь, зачеркните «был», напишите «есть». Покуда мы помним его строки, пока мы ценим его талант, мы – народ, мы – нация…».

Комментариев нет:

Отправить комментарий